Многоточие,самодостаточный проект российской андеграундной хип-хоп сцены, который по продажам дисков может смело конкурировать со многими медийно-раскрученными поп-проектами. Последний альбом группы "За бесконечность Времени..." не стал исключением. Гремучая смесь хип-хопа, дворовой песни, психоделии 60-х и индастриал-жёсткости 90-х органично превращается в уникальный продукт, не имеющий аналогов на отечественной сцене Журнал Billboard встретился с основателем коллектива Руставели и его верным товарищем Тюхой, чтобы задать ряд вопросов.
Недавно ты заявил, что в истории группы Многоточие поставлена точка, группы больше нет. Это так?
Руставели: В 1998 году, когда мы создали группу Многоточие, было решено, что под этим названием будет выпущено всего три альбома. Три точки - три альбома. И мы сделали так, как задумали. Если кто-то считает, что третьей нашей пластинкой является "Неномерной", а "За бесконечность Времени..." - уже четвёртая, то они ошибаются. "Неномерной" и есть неномерной, и он не может рассматриваться как полноценный альбом группы. Это всего лишь сборник миксов, ауттейков и совместных работ. Под именем Многоточие больше альбомов не будет. Однако семья Dots Family осталась, и мы будем продолжать работу с другими проектами.
Кто придумал Многоточие?
Руставели: Я. Ещё в 1994 году я без всякой конкретной цели начал писать тексты. А какое-то время спустя товарищ познакомил меня с DJ Hassan'ом. Мы начали с ним общаться, и как-то незаметно это общение вылилось в сочинительство. А в 1998 году начали появляться и другие персонажи: сначала КузьмитчЪ, потом другие ребята. Гена Гром появился позже, уже ближе к концу записи второго альбома. К этому времени Hassan ушёл от нас, и мы оставались с КузьмитчЪ'ом и Тюхой.
Тюха: Я познакомился с ребятами, когда работал на студии. Был конец 1998 года. Они пришли к нам записывать свои первые треки. Но работал с ними мой товарищ, из-за которого случилась одна неприятная накладка во время записи: парень всю жизнь писал рок, и у него отложилось в голове, что "минуса" никому не нужны, поэтому после сведения он их все удалил одним нажатием кнопки. Для рэпперов же "минуса" зачастую важнее, чем сам альбом, это их концертный хлеб. Я за две ночи им всё восстановил. Вот так нажатие одной кнопки нас и свело.
Ваши работы стоят особняком на общем хип-хоп фоне. У них нет аналогов в нашей стране, и они совершенно не похожи на западный продукт. Порой даже возникает вопрос, а хип-хоп ли это? Вы так изначально задумывали?
Р: Мы ничего специально не придумывали. Как получалось, так и делали. Даже идея с тремя альбомами возникла случайно. У нас многие вещи рождались спонтанно, тот же "Третий Путь", например. А русский рэп или западный... Я музыку делю иначе: есть та, которая торкает, есть та, которая не торкает. Вот и всё. В 1994 году я слушал Дубовый Гаайъ и White Hot Ice. Я даже о существовании Bad Balance в то время не знал, больше на Cypress Hill западал, а также на Кино, ДДТ, Высоцкого... Вот на чём я вырос и что стало подсознательной основой нашей музыки. Я всегда писал для себя. Для себя и для своих друзей. Я не думал, как это будет воспринято большой аудиторией.
Как вы попали на лейбл "Монолит"?
Р: У нас был человек, который называл себя нашим продюсером. Именно он отдал в 2001 году первый альбом Многоточия на лейбл "Квадродиск". В результате этой "успешной" операции мы не получили ни копейки, хотя диск неплохо продавался больше года. И только в середине 2002 года, сев за стол переговоров с людьми из компании и пересмотрев договор, мы увидели хоть какие-то деньги. Правда, по молодости и дурости мы им на шесть лет отдали права на распространение альбома. Что они там продали и сколько получили - навсегда останется тайной. Вот, а потом нам сказали, что на лейбле "Монолит" есть такой человек Антон Пронин, который активно интересуется новыми именами. Мы приехали, познакомились и почти сразу обо всём договорились. У нас как раз второй альбом был почти готов.
Но права на первый альбом "Монолит" не стал сразу перекупать?
Р: Нет, он так и продавался "Квадродиском" шесть лет. И только потом мы отдали его "Монолиту".
Ты следишь за тем, какими тиражами расходятся твои альбомы?
Р: Если бы всё то, что продали пираты, отнести к легальным продажам, то у нас уже было бы по два острова во владении. Это сейчас ещё как-то всё выруливается в нужную сторону. А представляешь, в 2003 году мы приезжаем на Украину, и из 15 дисков, которые нам суют на подпись, только два оказываются лицензионными. Конечно, мне любопытно, как и что продаётся, но это не парит меня ежеминутно.
Третий альбом Многоточия ощутимо не похож на предыдущие работы группы. Не было соблазна скроить его по лекалам первых двух альбомов, которые довольно успешно продаются до сих пор?
Р: Песня "Синий дым" была написана в 1996 году, "В моём городе" - в 1997 году... Эти вещи долго лежали и ждали своего часа. Диск получился таким, каким я видел альбом изначально, то есть в 1998 году. Его мы делали с Тюхой, и я сознательно, а может, подсознательно вернулся к своим же корням. А Тюха меня прекрасно понял и поддержал. Специально мы ничего не конструировали.
Т: Мы делали всё от души. Мы не собирались косить подо что-либо...
Тюха, в твоих гитарных работах чувствуется откровенное влияние Rage Against The Machine и Nine Inch Nails. Это не случайно?
Т: Конечно, нет. Это та музыка, которую мы постоянно слушали и слушаем, и она нашла отражение вот в таких формах. Хотя специально мы ничего за уши не притягивали. Та же "В моём городе" получилась похожей на группу Кино - просто так вышло, и мы ничего не стали менять.
Р: Принцип простой: нравится - значит, нравится.
Рустам, есть все основания полагать, что ты очень сильно любишь творчество Джима Моррисона и группы The Doors...
Р: Да, вне всякого сомнения. Я никогда этого не скрывал. Моррисон - величайший поэт современности. Я пользуюсь его формулой: поэзия должна открывать двери.
Что и кто влияет ещё на твоё творчество?
Р: Все те люди, которые сделали гениальный фильм "Полёт над гнездом кукушки", а также Пётр Мамонов, White Hot Ice, Дельфин.
Совсем какой-то не хип-хоп персонаж из тебя получается... Ты, собственно, рэп слушаешь?
Р: Слушаю. Сейчас я вообще на "белый" хип-хоп андеграунд западаю. Или вот La Coka Nostra, JediMindTracks, Everlast, Slaine, Immortal Technique мне нравятся.
А как же обязательные атрибуты: тачки, тёлки, бриллианты?..
Р: Этого хватало раньше: и штаны широкие носили, и всякие цацки на себя цепляли. Но пойми, тогда это был вызов! А сейчас вызов - быть нормальным! Сейчас уже все ненормальные, а я хочу быть нормальным. И дело даже не в шмотках, а в атаке на души. Чем более ты бездушный, тем более нормальный. И это не нормально...
Когда я разговаривал с группой ЮГ, Мэф мне сказал, что он периодически "ударяется головой о какой-нибудь косяк", чтобы ощущать жизнь по-настоящему...
Р: А у меня вся жизнь именно такая. Она меня постоянно бьёт о косяки. В последние два года я перенёс самые жестокие удары судьбы. Потерял друзей... Но это делает меня сильней и лучше. Я боюсь чёрствости.
А не боишься, что тебя в какой-то момент перестанут слушать?
Р: Я себя ощущал счастливым, когда меня слушало всего 15 человек. Я не буду подстраиваться, я не буду врать. Я не буду читать выдумку, лишь бы это нравилось слушателю... Я буду читать только то, что чувствую сам, и буду рад, если это кому-то окажется нужным.
Тебя музыка кормит?
Р: Да, музыка меня кормит.
Много концертов?
Р: Сейчас не очень. Недавно была презентация, к которой мы долго готовились, и поэтому отказывались от большинства предложений. Но до этого было хоть отбавляй.
Зачем вы так упорно выпускали сборники от лейбла DFR, ведь очевидно было, что это далеко не прибыльное дело?
Р: Мы считали это важным моментом в деятельности лейбла DFR. Мы поддерживали своих друзей и тех, кто нам просто нравился. За запись каждая группа получала 600 рублей вне зависимости от ранга в табеле популярности - такой был принцип. Хотя да, больше одной тысячи экземпляров каждого сборника не продалось, выгоды никакой.
Какие другие проекты лейбла DFR, кроме Многоточия, могут похвастаться успешными продажами?
Р: Красное Дерево сейчас активно набирает обороты.
Кто тебе нравится из современных русских рэпперов?
Р: Да никто. Я слушаю, конечно, много, дослушиваю до конца, но на "replay" нажимать не хочется. Все гонятся за формой, все пытаются выдать крутые биты, парятся с продакшеном, но души нет. Не торкает.
Тюха, кто для тебя наиболее значим в музыке?
Т: Для меня альбом номер один - "OK Computer" группы Radiohead. Я его постоянно слушаю, особенно летом почему-то. Ещё мне нравятся Rage Against The Machine, Massive Attack, Nine Inch Nails. Да много всего, на самом деле... Вырос вообще на Led Zeppelin, например. И это всё внутри меня. Я этим наследием пользуюсь.
У вас с Руставели никогда не возникало недопонимания? Всё-таки у него совершенно другая музыка...
Т: Сначала было. Я гнул свою линию, ребята не понимали. Но потом я проникся тем, что они делали, и всё сразу встало на свои места. Ну и к тому же, я очень много слушал трип-хоп, так что особо ломать себя не пришлось.
Есть сложившийся образ группы Многоточие - такие пацаны с улицы, которые, если что, и е**ло разобьют...
Р: Ну, если по делу, так е**ло размажем без базара. Я вырос, как это принято говорить, в неблагополучной семье. Мой характер формировался на улице: Кузьминки и всякое такое. В конечном счёте, всё это нашло отражение в наших песнях. Вообще, все мои темы из жизни. Мой принцип - писать и читать только о том, что сам пережил или видел. Только так.
Книги читаешь?
Р: Конечно, читаю. Тот же Моррисон, или вот "Протоколы сионских мудрецов" читал недавно...
Тебя интересует политика?
Р: Ну как без этого? Есть я, есть мои близкие, есть мой братуха, который живёт в Грузии, и я с ним не могу встретиться... Как меня может не интересовать политика, если из-за неё страдают я и мои друзья? У меня всё чаще возникает вопрос: а почему так? Мы должны быть рабами, нам нельзя мыслить свободно? Я об этом думаю. Я об этом читаю.
Тебе уютно жить в современном мире?
Р: В общем, наверное, да. Мне кажется, что в России скоро наступит "золотой век". И осознание этого даёт мне силы жить дальше, мне это нравится. Главное, чтобы никто не мешал. А ещё важно не остаться вдруг в этом мире одному.
Традиционный вопрос: что будет дальше?
Р: Когда вернётся из Грузии MC L.E., а это наверняка произойдёт ближе к осени, мы приступим к записи альбома Dots Family. В записи примут участие Тюха, Краснодеревщик, MC L.E., Димон из Fat Complex и я, конечно. В общем, все, кто сейчас остался в нашей семье. Постараемся сделать достойный альбом, у всех накипело, всем есть что сказать! А пока будем гастролировать этим составом с новой программой "За бесконечность Времени...". Уважуха всем, кто с нами...